9 ситуаций, когда лишат прав в городе. В зоне риска – все водители
После выхода из режима самоизоляции многие автомобилисты отвыкли от поездок за рулем по городу. Теперь основные навыки приходится восстанавливать, включая постоянную бдительность. Разбираем главные ошибки и нарушения водителей, которые они допускают в городе и остаются без прав.
Оставление места ДТП, которое никто не заметил
Классическая ситуация: автомобилист поздно приезжает к себе домой, паркуется и незаметно для себя задевает соседнюю машину. Как правило в это время у него в салоне громко играет музыка или же он говорит по телефону. Автомобили получают минимум повреждений — притертости на бампере или царапины на кузове и у «жертвы» не срабатывает сигнализация. Ничего не подозревающий виновник отправляется домой спать, а утром потерпевший обнаруживает следы произошедшего и сам легко вычисляет автомобиль нарушителя по характерным следам краски на деталях кузова.
Обычно найти какие-либо контакты виновника быстро не получается, и потерпевшая сторона вызывает инспекторов ГИБДД — протокол от них нужен для получения выплаты от страховой компании. Оформить Европротокол одному, даже в случае минимальных повреждений, невозможно. Инспекторы ГИБДД охотно приезжают на такие вызовы — ведь помимо оформления ДТП они составляют на предполагаемого виновника протокол об оставлении места ДТП.
Фото: Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори
Согласно ч. 2 ст 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», такое деяние наказывается лишением прав на срок от года до полутора лет. Даже если в этот момент виновник аварии спустится к своему автомобилю, постановления не избежать — доказывать отсутствие умысла скрыться с места ДТП придется доказывать в суде. Там таких водителей обычно лишают прав на год за редким исключением. Например, если у автомобилиста под стеклом оказывается номер телефона.
Если же ДТП серьезное, но без пострадавших, а водитель сбежал, его лишат прав на максимально возможный срок.
ДТП с деревом, бордюром или столбиком
Столкновение с объектами инфраструктуры некоторые водители ошибочно не считают за ДТП. Например, если они врезаются в ограждения на заправках, заборы или деревья. В случае, если после таких инцидентов автомобили не получают серьезных повреждений, водители обычно просто уезжают. Но, как предупреждают юристы, любое подобное происшествие, даже если последствия самые легкие, считается ДТП, при котором необходимо вызывать инспекторов. Водитель может понадеяться, что его никто не заметит, но сейчас отследить такие случаи проще при помощи многочисленных камер видеофиксации. Если собственник поврежденного имущества увидит, что случилось, он имеет полное право вызвать инспекторов ГИБДД. На виновника также составляют протокол и лишат прав.
Фото: Global Look Press
Проезд под «кирпич»
Невнимательные водители могут не заметить знак 3.1. «проезд запрещен». Например, в случаях, когда «кирпич» устанавливают на привычном маршруте, или же автомобилист едет по незнакомому городу.
Если в момент движения по встречной полосе для одностороннего движения такого водителя увидит инспектор ГИБДД, то составит постановление по ч.3. ст.12.16. «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги». Наказание за этот проступок — лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Штрафом в 5 000 рублей отделаться вряд ли получится — это одно из грубейших нарушений, которое может привести к лобовому столкновению. Исключение может произойти только если этот проступок зафиксировала камера, но скидка в 50% на эти штрафы не действует. В случае повторного нарушения инспектор ГИБДД оформит постановление о лишении прав уже на год, а если водителя увидит только камера — придет «письмо счастья» на 5 000 рублей.
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Повторный проезд на «красный»
При первом проезде на красный сигнал светофора автомобилиста оштрафуют на 1 000 рублей согласно ч.1. ст. 12.12. КоАП. При этом не важно, сфотографировала его камера или же остановил инспектор ГИБДД. Гораздо более серьезные последствия нарушителя ждут при совершении повторного проступка в течение года. С камеры ему прилетит постановление на 5 000 рублей, но если нарушение зафиксирует сотрудник ГИБДД, то лишения прав на срок от четырех до шести месяцев не избежать.
Проезд под мигающую стрелку
Проезд под красную стрелку на светофоре также приравнивают с проездом на обычный «красный». Светофоры с такими стрелками иногда превращаются в настоящие ловушки. Так, иногда в них перегорают лампочки, и стрелка либо не включается, либо горит едва заметно.
Ничего не подозревающие автомобилисты совершают маневр, сразу после которого их встречают инспекторы и выписывают протоколы. Есть и другая ситуация — когда водитель пытается проскочить на мигающую зеленую стрелку. Но поскольку у них нет желтых промежуточных сигналов, такой маневр также может обернуться проблемами.
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru
Проезд на «красный» через ж/д пути
В случае проезда железнодорожных путей на красный сигнал светофора водителей сразу ждет более серьезная ответственность по сравнению с обычным проездом на запрещающий свет. Уже первое нарушение грозит не только штрафом в 1000 рублей, но и лишением прав на 3-6 месяцев при встрече с инспектором ГИБДД. При повторном нарушении инспектор обязан оформить протокол о лишении прав на один год.
Выезд на трамвайные пути встречного направления
В ПДД четко говорится, что выезд на встречную полосу трамвайного пути запрещен. Если водителя сфотографирует камера, что согласно п.4. ст.12.15 «Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления», водитель получит штраф 5 000 рублей. Личная встреча в этот момент с инспектором обернется лишением прав на 4-6 месяцев.
Спасти права можно только в случае, если окажется, что водитель объезжал по рельсам встречного направления какое-либо серьезное препятствие. Например, яму или сломанный автомобиль. Но за это все равно накажут — только не лишением, а штрафом в 1000 — 1500 тыс. рублей.
Фото: РБК
Объезд автобуса через сплошную
В городе водители иногда не могут дождаться, пока автобусы высадят пассажиров. На узких дорогах карманы есть не всегда и приходится тащиться за таким неторопливым транспортом и ждать посадки-высадки. Если встречные потоки в этом месте разделяет сплошная линия, или же действие происходит в зоне знака «Обгон запрещен», то придется ждать. Попытку объезда инспекторы расценят расценена как выезд на встречную полосу и лишат прав.
Непредоставление преимущества спецтранспорту
Любому спецтранспорту при работающих мигалках и спецсигналах водители обязаны уступать дорогу. В 2019 году ответственность за непредоставление преимущества ужесточили на фоне конфликтов автомобилистов с машинами «скорой помощи». Теперь, если не уступить дорогу автомобилям со специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, последует штраф от 3 000 до 5 000 рублей. При личной фиксации инспектором лишат прав на срок от 3 месяцев до одного года.